Рисуем музыку

13.12.2022

Известно, что наиболее полному, образному восприятию музыки способствует синтез различных видов искусства, в частности, музыки, литературы и живописи.

Истории известны художники, которые писали стихи или музыку: яркий пример, Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис, который одновременно был признанным художником, музыкантом, композитором, а так же проявлял себя и в мире поэзии.

В дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Через музыку и рисование можно воспитывать в детях чувство прекрасного, дать нравственные понятия доброты, отзывчивости, сопереживания. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Для рисования музыки с дошкольниками можно взять контрастные музыкальные произведения: тихое/громкое, нежное/бурное, напряженное/легкое.

Вот подборка классики, которая не раз чудесным образом служила натурой для рисования портрета музыки:

Чайковский балет «Щелкунчик»

Вивальди «Времена года": " Зима"," Весна"

Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Григ «В пещере горного короля»Хочу такой сайт

Сен-Санс сюита «Карнавал животных»:" Аквариум"

Кабалевский "Клоуны" , "Злюка. Плакса. Резвушка."

Прокофьев симфоническая сказка "Петя и Волк"

Можно предложить детям рисовать музыку в абстрактной манере, применяя для создания «портрета музыки» выразительные средства абстракционизма:цветовые пятна, линии, геометрические фигуры.

Дети, особенно дошкольники, имеют перед взрослыми одно большое преимущество – у них еще почти нет «заштампованности» мышления. И предложение нарисовать «портрет музыки» или «дружбы» не вызывает у них ступора.

Когда ребенок знает, что у музыки есть… настроение! А дети уже знакомы с такой характеристикой по беседам на музыкальных занятиях. То может представить какими бывают цветовые ассоциации с разными видами настроений, например, красный цвет может означать активность, силу; зеленый – спокойствие, нежность; оранжевый – веселье, беззаботность.

Не только цвет может помочь нарисовать «портрет музыки», но и формы. Спросите ребенка, если звучит медленная тихая мелодия, то можно ли изобразить ее короткими ритмичными черными полосками? Ребята скорее ответят, что нельзя и предложат свои варианты, например, можно нарисовать длинные волнистые голубые линии, кто-то даже покажет руками движения – ассоциации продолжатся в иной плоскости – пластической!

Какая бездна чистого, свободного вдохновения открывается перед человеком, который знаком с языком ассоциаций, поэзией абстракции! Он может выразить одну и ту же тему в музыке, изобразительном искусстве, слове, танце! Вряд ли найдется человек, который откажется обладать такой возможностью, но для этого, необходимо расширять рамки восприятия с самого детства. Для современного культурного человека красота и смысловое наполнение должно быть само собой разумеющимся фактом, а не отвлеченным «абстрактным понятием».

Рисование музыки оптимизирует творческие способности, формирует эстетическую потребность к целостному восприятию искусства и действительности, приносит радость, пробуждает способность видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее своими руками.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».