13.12.2022
Известно, что наиболее полному, образному восприятию музыки способствует синтез различных видов искусства, в частности, музыки, литературы и живописи.
Истории известны художники, которые писали стихи или музыку: яркий пример, Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис, который одновременно был признанным художником, музыкантом, композитором, а так же проявлял себя и в мире поэзии.
В дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Через музыку и рисование можно воспитывать в детях чувство прекрасного, дать нравственные понятия доброты, отзывчивости, сопереживания. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
Для рисования музыки с дошкольниками можно взять контрастные музыкальные произведения: тихое/громкое, нежное/бурное, напряженное/легкое.
Вот подборка классики, которая не раз чудесным образом служила натурой для рисования портрета музыки:
Чайковский балет «Щелкунчик»
Вивальди «Времена года": " Зима"," Весна"
Римский-Корсаков «Полет шмеля»
Григ «В пещере горного короля»
Сен-Санс сюита «Карнавал животных»:" Аквариум"
Кабалевский "Клоуны" , "Злюка. Плакса. Резвушка."
Прокофьев симфоническая сказка "Петя и Волк"
Можно предложить детям рисовать музыку в абстрактной манере, применяя для создания «портрета музыки» выразительные средства абстракционизма:цветовые пятна, линии, геометрические фигуры.
Дети, особенно дошкольники, имеют перед взрослыми одно большое преимущество – у них еще почти нет «заштампованности» мышления. И предложение нарисовать «портрет музыки» или «дружбы» не вызывает у них ступора.
Когда ребенок знает, что у музыки есть… настроение! А дети уже знакомы с такой характеристикой по беседам на музыкальных занятиях. То может представить какими бывают цветовые ассоциации с разными видами настроений, например, красный цвет может означать активность, силу; зеленый – спокойствие, нежность; оранжевый – веселье, беззаботность.
Не только цвет может помочь нарисовать «портрет музыки», но и формы. Спросите ребенка, если звучит медленная тихая мелодия, то можно ли изобразить ее короткими ритмичными черными полосками? Ребята скорее ответят, что нельзя и предложат свои варианты, например, можно нарисовать длинные волнистые голубые линии, кто-то даже покажет руками движения – ассоциации продолжатся в иной плоскости – пластической!
Какая бездна чистого, свободного вдохновения открывается перед человеком, который знаком с языком ассоциаций, поэзией абстракции! Он может выразить одну и ту же тему в музыке, изобразительном искусстве, слове, танце! Вряд ли найдется человек, который откажется обладать такой возможностью, но для этого, необходимо расширять рамки восприятия с самого детства. Для современного культурного человека красота и смысловое наполнение должно быть само собой разумеющимся фактом, а не отвлеченным «абстрактным понятием».
Рисование музыки оптимизирует творческие способности, формирует эстетическую потребность к целостному восприятию искусства и действительности, приносит радость, пробуждает способность видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее своими руками.