Как организовать слушание музыки дома

21.01.2020

«В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

Дмитрий Шостакович

ØВоспитывайте культуру слушания музыки

Первый секрет музыки состоит в том, что она открывается тем, кто ее слушает.

Подберите момент, когда ваш ребенок будет в хорошем настроении, позаботьтесь о том, чтобы вас не отвлекали громкие звуки, посторонние шумы, устройтесь удобно и прослушайте музыкальное произведение, не отвлекаясь ни на что другое. Постарайтесь внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до ее завершения. Хорошо, если родитель заранее прослушает произведение и будет акцентировать внимание ребенка на интересных музыкальных моментах: «Послушай, как красиво сейчас зазвучат колокольчики!» или «Слышишь, как музыка передает стук копыт?»

Маленькому начинающему слушателю предстоит научиться вслушиваться в музыку. В этом ему может помочь рассматривание иллюстрации к произведению.

В старшем дошкольном возрасте можно предложить ребенку закрыть глаза и пофантазировать на тему музыкального произведения. «Попробуй представить историю, которую рассказывает эта музыка».

Крайне благоприятно воздействует на ребенка зарисовка своих музыкальных впечатлений после и вовремя прослушивания. Рисование под музыку достаточно продолжительное время является одним из приемов арт терапии, который широко применяется в современной психотерапевтической практике при работе с детьми и взрослыми.

Важно помнить, что целенаправленное, совместное и внимательное прослушивание музыки может внести большой вклад в развитие эмоциональной, творческой и духовной сферы личности вашего ребенка.

ØОт малого к большому

В самом начале приобщения ребенка к музыке, важно выбирать короткие, но очень выразительные музыкальные произведения. Навык слушания еще не выработан, внимание быстро переключается, не хватает дисциплины, терпения и ребенок может быстро потерять интерес, записав слушание музыки в разряд скучных занятий. Ребенку будет интересно слушать вокальную музыку со смешным, интересным содержанием, или инструментальную, где ярко солирую различные виды музыкальных инструментов.

Вокальную музыку слушать легче, ведь текст дает четкое понимание того, о чем в музыке поется.

Но правильно подобранная инструментальная музыка может быть не менее интересна. Например, в «Детском альбоме» П.И. Чайковского много коротких, емких произведений с понятными, яркими образами. Его рекомендуют для прослушивания детям с 4-5 лет.

После прослушивания вокальной музыки можно попросить ребенка рассказать, о чем пелось в песне, а после инструментальной – какие музыкальные инструменты ребенок узнал.

При повторном прослушивании можно поиграть в игру: как только ребенок узнает звуки трубы (скрипки, флейты, барабанов и т.д.) он поднимает руку, или делает другой условный жест.

Еще один, излюбленный детьми, прием: слушая музыку, они изображают игру на том или ином музыкальном инструменте. Это вполне допустимо, если темперамент ребенка таков, что не позволяет ему спокойно сидеть и слушать. Родитель может смело присоединиться к такой пантомиме, изображая музыкантов или даже дирижера.

ØДетский репертуар

Обучение грамоте начинается с букваря.

Обучение слушанию музыки тоже необходимо начинать с правильной музыкальной литературы.

Очень выразительными и красноречивыми будут для вашего ребенка произведения П.И. Чайковского из «Детского альбома». Композитор создал сценки из жизни детей: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь и ласковые, нежные, мечтательные пьесы, и музыкальные зарисовки «Мама», «Сладкая греза», «Зимнее утро».

С.С.Прокофьев адресовал юным слушателям сборник пьес под названием «Детская музыка». Рекомендуется прослушать симфоническую сказку «Петя и волк» и познакомиться с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Детей не оставят равнодушными произведения Р.Шумана «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», загадочная пьеса «Отзвуки театра» и красочное произведение «Дед Мороз».

В «Детском альбоме» А.Гречанинова заслуживают особого внимания пьесы «Верхом на лошадке», «Необычное путешествие».

Произведения композитора С.Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут понятны даже самым маленьким слушателям.

Ø Список произведений для слушания 5-7 лет

· И.Чайковский «Детский альбом», балет «Щелкунчик», «Лебединное озеро», «Спящая красавица»

· К.Сен-Санс «Карнавал животных»

· В.А.Моцарт «Колыбельная», «Рондо-турецкий марш»

· И.С.Бах «Шутка»

· Э.Григ «В пещере горного короля», «Утро»Хочу такой сайт

· Н.Римский- Корсаков «Три чуда», «Полет шмеля»

· С.Прокофьев «Петя и волк»

· А.Вивальди «Времена года»

· К.Дебюсси «Лунный свет»

· М.Глинка «Марш Черномора», «Жаворонок»

· Д.Кабалевский «Три подружки: плакса, злюка, резвушка», «Клоуны»

· Шостакович «Танцы кукол»

· Л. Бетховен «К Элизе», «Сурок»

ØСловарь эмоционально-образного содержания музыки

Веселая:радостная, игривая, задорная, звонкая,озорная, шутливая,бойкая, смешная, забавная, резвая, прыгучая,скачущая, солнечная, сверкающая, танцевальная,плясовая, улыбающаяся.

Грустная:печальная, жалобная, тоскливая, скорбная, хмурая, обиженная, плачущая, просящая.

Нежная:ласковая, задумчивая, мечтательная,легкая, светлая, прозрачная.

Спокойная: добрая, приветливая, неторопливая, убаюкивающая,колыбельная, плавная, мягкая, гладкая,напевная, протяжная, хороводная.

Торжественная:праздничная, бодрая, важная, маршевая, четкая, отчетливая,

гордая, могучая, победная.

Мужественная:бесстрашная, боевая, смелая, отважная, решительная, сильная,богатырская, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая,

уверенная, храбрая, твердая.

Взволнованная:

Встревоженная, стремительная, вьюжная, метельная, ненастная, тревожная, беспокойная, торопливая.

Серьезная:сдержанная, суровая.

Таинственная: сказочная, волшебная, колючая, пугливая, опасливая, осторожная, настороженная, загадочная, отрывистая, острая, подкрадывающаяся.

Страшная:злая, грубая, тяжелая, сердитая, недовольная, темная.

ØПовторение мать ученья

Возвращайтесь к прослушанным произведениям. Чем чаще слушать знакомые произведения, тем больше они будут нравиться. Это одно из удивительных свойств музыки. С каждым разом слушатель может находить для себя все новые и новые оттенки, краски, переживать новые эмоции. Главное, научиться слушать музыку внимательно, следить за переливами мелодии, водопадами гармонии и звуков, обращать внимание на динамику звучания, на тембр инструментов.

Это не займет много времени, зато:

- обогатит внутренний мир вашего ребенка,

- разовьет его музыкальную восприимчивость,

- заложит основы понимания искусства и

- воспитает хороший музыкальный вкус.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».