ДООП технической направленности Кружок 'Юный архитектор'

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 392
620012, город Екатеринбург, ул. Победы, 5а. Телефон/факс: (343) 320-60-90; 320-68-90, e-mail: mdou392@eduekb.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Кружок «Юный архитектор»

для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
срок реализации 3 года

Составитель:
Педагог дополнительного
образования
МБДОУ детский сад № 392
Лебедева А.Н.

г. Екатеринбург, 2022г.

Оглавление
2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы ............................... 3
2.1. Пояснительная записка .................................................................................................. 3
2.2. Цель и задачи Программы .............................................................................................. 6
2.3. Содержание общеразвивающей программы.................................................................. 7
2.4. Планируемые результаты освоения Программы ......................................................... 18
3.1. Календарный учебный график ..................................................................................... 21
3.2. Условия реализации программы .................................................................................. 22
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................................... 23
4. Список литературы .......................................................................................................... 23

2

2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
2.1. Пояснительная записка
Программа разработана и реализуется в системе дополнительного
образования детей. Данная программа дает ребенку возможность
самостоятельно открыть для себя волшебный мир LEGO-конструктора,
который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности,
реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир.
Программа имеет техническую направленность. Она поможет и будет
поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких
красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей
способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и
высокой самооценке. Основное предназначение настоящей программы –
сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой
работе, т. е. ребенка рассматривается как средство познания окружающего
мира и своей роли в нем как преобразователя. Занятия по программе
открывают большие возможности для развития инициативы, будят
положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
ЛЕГО-педагогика – одна из современных педагогических систем, широко
использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую
среду для формирования универсальных учебных действий и развития
личности ребёнка. Конструирование теснейшим образом связано с
чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно
имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия,
тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия
формы и размеров объекта, пространства.
Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми
выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивноигровой деятельности и критерием психофизического развития детей
дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов
деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения,
прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с
замыслом.
Направленность
–
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа технической направленности Кружок «Юный
архитектор» (далее Программа) разработана на основе программы
Мельниковой О.В. «Лего-конструирование» и имеет техническую
направленность.
Актуальность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
3

2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
• Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
• Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021
• Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
Отличительные особенности программы.
Адресат. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 4-7 лет,
посещающих детский сад. Набор детей носит свободный характер и
обусловлен интересами воспитанников и их законных представителей.
Возрастные особенности детей
У детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет восприятие детей
становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на
которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах
простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети
4

способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку —
величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное
запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, конструировать
по памяти, по представлению.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются
способными использовать простые схематизированные изображения для
передачи предметов и объектов.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его
особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут
самостоятельно придумать небольшой сюжет на заданную тему и воплотить
его в модели.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для
них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их
повышенной обидчивости на замечания.
У детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет формируются
конструктивные навыки, дети могут конструировать по собственному
замыслу, а также планировать этапы создания работы.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями
мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку —
величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются
способными использовать простые схематизированные изображения для
создания модели. Продолжает развиваться воображение, формироваться такие
его особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается
устойчивость внимания. Этот возраст характеризуется способностью к
практическому и умственному экспериментированию, обобщению,
установлению причинно следственных связей и речевому планированию.
В возрасте 6-7 лет у детей усложняется конструирование из
конструктора. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по
предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения,
включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.Развивается
образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений
затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками
ситуации.Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том
5

числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности
детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
Режим занятий.
Первый год обучения – средняя группа (возраст 4-5 лет). Занятия
проводятся в группах по 10 человек 1 раз в неделю по 20 минут.
Второй год обучения – старшая группа (возраст 5-6 лет). Занятия
проводятся в группах по 10 человек 1 раз в неделю по 25 минут.
Третий год обучения – подготовительная группа (возраст 6-7 лет).
Занятия проводятся в группах (8-10 человек) 1 раз в неделю по 30 минут.
Каждый курс рассчитан на 1 год (36 недель).
Объем общеразвивающей программы – общее количество учебных
часов, запланированных на учебный год – 36 часов.
Уровневость общеразвивающей программы – стартовый уровень.
Формы обучения – комбинированная (индивидуальная и групповая
работа).
Виды занятий – практические занятия.
2.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: создание организационных и содержательных
условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных
конструкторских умений на основе ЛЕГО-конструирования.
Задачи:
• развивать
у дошкольников интерес к моделированию и
конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
• обучать конструированию по образцу, схеме, условиям, по
собственному замыслу;
• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание
включаться в творческую деятельность;
• развивать пространственное мышление, активизировать мыслительные
процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач,
изобретательность, поиск нового и оригинального).
• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;
• развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Основные принципы Программы:
Культуросообразность - содержание программы выстраивается как
последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где
6

ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир.
Системность - отражена в структуре программы.
Эстетизация - предполагает наполнение жизни детей яркими
переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства.
Интеграция - использование различных видов деятельности.
Последовательность - система знаний создается в такой
последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного
материала и познавательными возможностями детей и позволяет осуществлять
всестороннюю готовность к школе.
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных
возможностей
детей
в
освоении
коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности использование эффективных методов
и целенаправленной
деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в
разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на
получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата
независимо от возраста и уровня развития детей.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Программа рассчитана на возрастную категорию детей 5 – 7 лет.
Занятия проводятся в группах по 8 -10 человек, 1 раз в неделю. По 25, 30
минут. Образовательная деятельность детей осуществляется в процессе
вовлечения их в различные виды детской деятельности. Педагог дозирует
объем образовательной нагрузки с учетом санитарно- эпидемиологических
правил и нормативов. Объем образовательной нагрузки соответствует
требованиям действующего СанПиН.
Средняя группа 4-5 лет
Месяц
Тема
Цели
Сентябрь Конструирование Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Учить
по замыслу
заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность
Башня
Закреплять навыки, полученные в младшей группе, иприёмы
построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору
Строим лес
Закреплять умение строить лесные деревья. Учить отличать
деревья друг от друга Закреплять названия деталей, цвет
Мостик
Учить строить мостик, точно соединять строительные
детали, накладывать их друг на друга
Октябрь Весёлые утята
Разучивать стихотворения про утят
Учить строить утят, используя различные детали
7

Красивые рыбки
Гусёнок
Конструирование
по замыслу
Ноябрь

Улитка
Большие и
маленькие
пирамидки
Ворота для
заборчика
Конструирование
по замыслу

Декабрь

Лесной домик
Мебель
Русская печь
Конструирование
по замыслу

Январь

Загон для коров и
лошадей
Грузовик
Дом фермера

Февраль

Мельница
Знакомство со
светофором
Продолжение
знакомства со
светофором
Робот
Конструирование
по замыслу

Март

Мы едем в
зоопарк
Слон

Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать
умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить
строить морских обитателей
Учить строить из конструктора гусёнка
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческуюинициативу и
самостоятельность.
Учить строить
улитку.
Воспитывать добрые
отношения. Развивать память, мышление, внимание.
Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание,
мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к
конструктору
Учить строить
ворота для
заборчикаАккуратно и
крепко скреплять детали легоконструктора «Дупло»
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развиватьтворческую инициативу и
самостоятельность
Учит строить дом. Распределять детали лего-конструктора
правильно.Развивать творческое воображение, навыки
конструирования
Развивать способность выделять в реальныхпредметах их
функциональные части. Учитьанализировать образец
Рассказать о русской печке. Развивать воображение,
фантазию.
Учить строить печку из конструктора
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание.Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Учить строить загоны по условиям. Равивать глазомер,
навыки конструирования. Мелкую моторику рук
Учить строить различные машины, используя детали легоконструктора
Учить строить большой дом для фермера. Развивать
фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до
конца
Учить строить мельницу. Развивать воображение, фантазию
Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре.
Закреплять навыки конструирования.
Продолжать знакомить со светофором.Учить правила
дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный
переход.
Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из легоконструктора
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание.
Учить отличать хищников от травоядных животных
Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями
8

Обезьяна
Конструирование
по замыслу
Апрель

Ракета,
космонавты
Грузовая машина
сприцепом
Корабли

Поезд
Май

Разные
профессии
Пожарная
машина
Самолёт
Конструирование
по замыслу

Месяц
Тема
Сентябрь Конструирование
по замыслу
Избушка на
курьих ножках
Мостик через
речку
Октябрь

зоопарка
Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с
обитателями зоопарка.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание.Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить
строить ракету и космонавтов.
Учить сооружать знакомую конструкцию по графической
модели, соотносить её элементы счастями предмета
Дать обобщённое представление о кораблях. Учить
способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки
конструирования. Учить сочетать в постройкедетали по
форме и цвету, устанавливать пространственное
расположение построек
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами,
друг с другом, основными частями поезда.
Развивать фантазию, воображение.
Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка,
повар, водитель)
Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из
конструктора пожарную часть и пожарнуюмашину
Развивать творчество и логическое мышление
Учить понимать нужность профессии
Рассказать о профессии лётчика. Учить строить самолёт,
выделяя функциональныечасти. Развивать интерес и
творчество
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание.Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Старшая группа 5-6 лет
Цели
Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить
заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу

Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и
навыки конструирования. Учить доводить начатое дело до
конца.
Колодец
Учить коллективно строить простейшую постройку.
Дом лесника
Учить строить большой дом для лесника
Разные домики
Учить строить домики разной величины и длины
Кафе
Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не
мешая друг другу
Конструирование Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить
по замыслу
заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
9

Ноябрь

Плывут корабли
Катер

Пароход
Конструирование
По замыслу
Декабрь

Зоопарк
Слон
Верблюд
Конструирование
по замыслу

Январь

Домашние
животные
Дети
Дом фермера
Конструирование
по замыслу

Февраль

Грузовой
автомобиль
Пожарная часть
Самолёт
Конструирование
по замыслу

Март

Поезд мчится
Беседка
Пастбище

Конструирование
по замыслу

Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли.
Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Учить выделять в постройке её функциональные части.
Совершенствовать умение анализировать образец,
графическое изображение постройки, выделять в ней
существенные части. Обогащать речь обобщающими
понятиями: «водный, речной, морской транспорт».
Закреплять знания водном транспорте. Закреплять навыки
конструирования.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки. Называть её
тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Закреплять представления о многоообразии животного мира.
Развивать способность анализировать, делать выводы.
Учить строить слона. Развивать творческие навыки,
терпение.
Учить строить верблюда
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки.
Называть её тему, давать общеее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество,
фантазию, навыки конструирования
Учить строить мальчика и девочку. Учить рассказывать о
постройке
Учить находить материал для постройки
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить создавать сложную постройку грузовой машины.
Учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного. Учить строить
пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон
пожарной части.
Закреплять знаия о профессии лётчика. Учить строить
самолёт по схеме.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд
по образцу.
Закреплять представления о назначении и строении беседок,
об их частях. Учить строить беседку.
Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их
назначении и пользе для человека. Воспитывать
любознательность. Учить строить загоны для домашних
животных разными способами.
Учить строить загоны для домашних животных разными
способами. Закреплять полученные навыки. Учить заранее
10

Апрель

Ракета,
космонавты
Светофор,
регулировщик
Робот
Речные рыбки

обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить
строить ракету по схеме.
Закреплять знания о светофоре.

Показать игрушку робот. Учить строить робота.
Учить строить рыб. Развивать навыки конструирования,
мелкую моторику рук.
Май
Аквариум
Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить
аквариум.
Лабиринт
Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать
внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику
рук.
Попугай
Продолжать знакомить
с
плоскостным
конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику
рук.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
по замыслу
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Месяц
Тема
Цели
Сентябрь Конструирование Закреплять полученные навыки в старшей группе. Учить
по замыслу
заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Красивый мост
Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить
строить мост по карточке.
Мы в лесу
Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам
построим
и движениям персонажей. Учить строить теремок.
теремок
Избушка Бабы
Закреплять умение строить по карточке. Учить строить
Яги
сказочную избушку Бабы Яги.
Октябрь Грузовик везёт
Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и
кирпичи
различия. Учить рассказывать о проделанной работе.
Корабль
Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в
постройке детали по форме и цвету. Устанавливать
пространственное расположение построек.
Аэропорт
Учить строить разные самолёты по схемам. Развивать
глазомер, навыки конструирования.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
по замыслу
содержание будущей постройки, называть её тему. Давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Ноябрь
Многоэтажные
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
дома
Формировать обобщённые представления о домах.
Магазины
Закреплять названия магазинов, их виды.
Детский сад
Учить строить детский сад. Развивать память.
Внимание.

11

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
по замыслу
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Животные на
Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их
ферме
назначении и пользе для человека. Воспитывать
любознательность, навыки конструирования.
Овечка
Вызвать положительные эмоции от стихотворений о
животных В.Степанова : «Кошка», «Петух»,
«Овечка». Закреплять знания о домашних животных.
Учить строить животных.
Дом фермера
Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить
двухэтажный дом фермера.
Конструирование Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях.
по замыслу
Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки
конструирования.
Качели
Учить строить сложную постройку.
Карусели
Продолжать строить сложную постройку.
Беседка для
Учить строить беседку, которая находится на участке
ребят
детского сада по памяти. Развивать память, навыки
конструирования.
Горка
Учить определять особенности
формы деталей
конструктора, размера и расположения.
Городской
Закреплять знания о городском транспорте. Развивать
транспорт
наблюдательность, внимание, память. Учить строить
почтовый автомобиль.
Городской
Закреплять знания о городском транспорте. Развивать
транспорт
наблюдательность, внимание, память. Учить строить
мусоровоз.
Городской
Закреплять знания о городском транспорте. Развивать
транспорт
наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
по замыслу
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.
Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях.
Слон
Учить строить слона с большим хоботом
Верблюд
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить
строить одно и двугорбых верблюдов
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
по замыслу
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.
Ракета,
Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Учить
космонавты
строить ракеты.
Космический
Рассказать о космическом корабле. Учить строить
корабль
космический корабль.
Луноход
Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из
деталей конструктора.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
по замыслу
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.
Грузовик с
Закреплять знания о спец. транспорте. Развивать

12

прицепом
Самосвал

наблюдательность, внимание, память. Учить строить
грузовой автомобиль с прицепом
Закреплять знания о спец. транспорте. Развивать
наблюдательность, внимание, память. Учить строить
грузовой самосвал
Закреплять умение строить домики

Дома на нашей
улице
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать
по замыслу
содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

Содержание учебного (тематического) плана
Средняя группа (4-5 лет)
Задачи образовательной деятельности
1. Активизировать
интерес
к
разнообразной
конструкторской
деятельности.
2. Формировать умения и навыки конструктивной деятельности, развитие
технических умений.
3. Поощрять желание и развивать умения воплощать в процесс создания
образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое
начало в процессе собственной изобретательской деятельности.
4. Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и
познавательные способности.
Описание образовательной деятельности
Развитие умений выделять общие, типичные, характерные признаки
предметов и явлений природы, человека; сенсорных, эстетических свойств
(разнообразие форм, размеров, пропорций); устанавливать ассоциативные
связи между свойствами предметов, деталями конструктора и образами.
Развитие умений создавать простейшие конструкции в соответствии с
заданными условиями (ворота для машины).
Умение анализировать объект, выделять основные части и детали,
составляющие постройку. Создание вариантов знакомых моделей из готовых
деталей конструктора, разных по форме и цвету. Умение выполнять простые
постройки.
Использование несложных схем, частичное преобразование постройки, в
соответствии с условием.
Развитие и поддерживание замысла в процессе развертывания
конструктивной деятельности. Опыт участия в совместном со взрослыми и
детьми творчестве, сотрудничество с другими детьми в процессе создания
коллективных работ.
Старшая группа (5-6 лет)
Задачи образовательной деятельности
1.
Развивать конструкторскую деятельность детей: самостоятельно
определение замысла будущей модели, стремление создать выразительный
образ, умение самостоятельно отбирать детали, выбирать способы скрепления
деталей, определять сюжет, планировать деятельность и достигать результата,
13

оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных
творческих работ. Развивать технические, конструктивные и изобретательские
умения.
2.
Поддерживать личностные проявления в процессе конструкторской
деятельности, самостоятельность, индивидуальность и творчество.
3.
Продолжать развивать эмоционально–эстетические, творческие,
сенсорные и познавательные способности.
Описание образовательной деятельности
Развитие умений определять замысел будущей модели, самостоятельно
отбирать детали, определять сюжет, создавать выразительный образ и
передавать свое отношение.
Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до
результата, оценивать его.
Освоение новых более сложных способов скрепления деталей. Создание
моделей по схеме, образцу, творческому замыслу. Умение анализировать
объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные
отношения, передавать их в работе.
Развитие умений анализировать постройку выделять крупные и мелкие
части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с
опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого,
промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт,
сказочные постройки, придумывание сюжетных композиций.
Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному
замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми способами создания
прочных, высоких сооружений.
Освоение плоскостного и объемного конструирования.
Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения
коллективных работ. Развитие умений адекватно оценивать результаты
деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов
деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Задачи образовательной деятельности.
1.
Поддерживать проявление
самостоятельности,
инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать
творческие проявления детей.
2.
Совершенствовать компоненты конструкторской деятельности,
технические и изобретательские умения.
3.
Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и
познавательные способности.
Описание образовательной деятельности
Умение самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать
детали, определять сюжет, создавать выразительный образ и передавать свое
отношение.
Проявление инициативы, высказывание собственных суждений и оценок.
Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до
14

результата, оценивать его.
Самостоятельно использовать различные способы скрепления деталей.
Умение анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные,
пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Развитие умений анализировать постройку выделять крупные и мелкие
части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с
опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого,
промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт,
сказочные постройки, придумывание сюжетных композиций.
Самостоятельно конструировать постройки по заданным теме, условиям,
самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Применение
способов создания прочных, высоких сооружений.
Освоение плоскостного и объемного конструирования. Умения
моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование
умений планировать процесс создания модели.
Совместное со взрослыми и детьми коллективное творчество, наряду с
успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении
качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов
деятельности, стремиться к совершенствованию умений, качественному
результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Формы организации и методы работы с детьми
С целью развития детского конструирования как деятельности, в
процессе которой развивается ребенок, исследователи (З.В.Лиштван, В.Г.
Нечаева и др.) предложили различные формы организации обучения
конструированию.
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают
образцы построек, выполненных из деталей конструкторов как правило,
показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения
обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий,
основанная на подражании.
Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная
деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы
конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к
самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют
модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от
ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная
плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из
имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае
ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки,
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае
выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов
15

их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей
формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить
свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также
легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее
практического назначения.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного
материала
воссоздаются
внешние
и
отдельные
функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для
развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности
наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала
построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем,
наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежамсхемам.
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по
образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества
детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и
как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей
конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для
дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе
деятельности.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику
конструкций ("птицы", "город" и т.п.), и они сами создают замыслы
конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.
Эта форма конструирования очень близка по своему характеру
конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь
ограничиваются определенной темой. Основная цель организации
конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и
умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их
"застревания" на одной и той же теме.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения конструированию
может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей,
которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
Структура занятий
Занятия строятся в следующей последовательности:
-приветствие;
- игровые упражнения для формирования пространственного мышления
и воображения;
-непосредственно конструирование (форма
организации зависит от
сложности постройки, от уровня овладения конструктивными навыками).
Форма занятий – подгрупповая
Детское
творчество
является
специфической
деятельностью,
свойственной именно ребенку. Творческая деятельность удовлетворяет
познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность.
В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное
16

мышление, воображение.
Лего-конструирование, как вид детского творчества, способствует
активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок
познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами,
выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит
схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его
пространственного, математического мышления.
Основное внимание при организации Лего-конструирования уделяется
развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности,
находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей
потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность,
активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость
окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие
интересы ребенка.
Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не
исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание
построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это, прежде всего
– средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных,
художественных). В связи с этим основной задачей программы являются
формирование у дошкольников познавательной и исследовательской
деятельности, стремления к умственной деятельности, приобщение к миру
технического изобретательства. Лего - конструирование основывается на
впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными
строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Чем
старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях,
постройках.
Программа определяет следующие основные методы:
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) —
этот метод состоит в том, что педагог всеми доступными средствами
(рассказом, наглядностью, ТСО и т. д.) организует осознанное восприятие
учебного материала;
репродуктивный (инструктивно-репродуктивный) — это метод усвоения
действий, формирования умений и навыков. Для этого есть один способ —
воспроизведение или репродуцирование. Он состоит в том, что педагог даёт
задания на повторение;
проблемное изложение — это изложение, в котором педагог сам ставит
проблему, создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, в ней
заложенное, показывает ход его разрешения, со всеми противоречиями этого
peшения. То есть если для формирования думающих личностей нужно
привлекать их к соучастию, рассуждению, думанью. В процессе проблемного
изложения обязательно присутствует переживание, которое влияет на
усвоение нового материала;
исследовательский — это метод, при котором педагог конструирует
творческие задания, а дети самостоятельно их решают, то есть вычленяют
17

проблему, определяют заложенные в ней противоречия, формулируют задачи,
ищут пути ее решения (строят гипотезу и доказательства ее решения).
Применение этого метода предполагает самый высокий уровень творческого
развития личности и является основным методом проблемного обучения.
У детей дошкольного возраста игра является ведущим типом
деятельности. Важнейшим моментом в моделировании игры является
определение её цели. Дошкольники учатся бережно относиться к
художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой
деятельности: планирование будущей работы,
самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы.
Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости,
способности к преодолению трудности. При выполнении работ дети
обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над
общей композицией постройки. Соблюдается принцип возрастной адресности.
Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных
возрастных группах, и воспитатель подбирает методы, соответствующие
возрастным особенностям. Материал для изучения формулируются на едином
поле с учётом возрастных уточнённых требований. Тематическое
планирование подразумевает реализацию принципа циклического обучения,
который рекомендует, как правило, синхронно изучать выделенные темы
практически на всех видах занятий, а также позволяет уточнить и расширить
ЗУН детей по основным темам, изучая их на новом качественном уровне в
каждом учебном году.
Взаимодействие
педагогического
коллектива
с
семьями
воспитанников
Формы работы с родителями.
Традиционные:
1) Коллективные: - родительские собрания и открытые занятия;
2) Наглядно-информационные:
- ширмы, папки-передвижки; - тематические
выставки;
3) Индивидуальные:
- совместная деятельность ребёнка и родителей на занятии;
совместное выполнение рекомендаций педагога.
2.4. Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры
дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок
овладевает основными
культурными
способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности
–
игре, общении,
познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
18

владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
• у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской
деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
• у ребенка развита способность к самостоятельному анализу
сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического
назначения объектов; ребенок овладевает умением работать в
конструировании по условиям, темам, замыслу;
• ребенок
может использовать
готовые чертежи и схемы
и вносить в конструкции свои изменения
• ребенок
овладевает
умением
использовать
разнообразные
конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым
рисункам, так и придумывая свои;
• ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного
конструирования; знает правила
безопасности
на
занятиях
по
конструированию с использованием мелких предметов;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения
К пяти годам:
1. Может применять усвоенные знания и способы деятельности для
решения несложных задач, поставленных взрослым.
2. Любит самостоятельно заниматься легоконструированием.
3. В соответствии с темой создает постройку, владеет техническими
умениями в конструировании из LEGO-конструктора, освоил способы
замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности.
4. Проявляет элементы творчества.
К шести годам:
1. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в
конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению
работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
2. Любит и по собственной инициативе конструирует из LEGOконструктора.
3. Создает постройки, сооружения, транспорт по заданной теме,
19

условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные
композиции.
4. Проявляет творческую активность и самостоятельность. Может
самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить
замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
5. Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения
коллективных творческих работ.
К семи годам:
1. Ребёнок
обладает развитым воображением, которое реализуется
вконструктивной деятельности.
2. Проявляет
самостоятельность, инициативу, индивидуальность в
процессе легоконструирования, имеет творческие увлечения.
3. Демонстрирует высокую техническую грамотность.
4. Владеют умениями моделирования и макетирования простых
предметов.
5. Охотно и плодотворно сотрудничают с другими детьми в процессе
выполнения коллективных работ.

20

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май
Итого в год

Неделя

Средняя
группа

I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
36 нед.

20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
720 мин

Подготовительная
Старшая
к школе группа
группа
Продолжительность, минут
25
30
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
900 мин.
1080 мин.

*Календарный учебный график образовательной деятельности может изменяться в
соответствии с количеством недель в месяце.

21

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в групповых помещениях. Все помещения групп
соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и
электробезопасности, требованиям охраны труда. При организации занятий
используются технические средства обучения: магнитофон, мультимедийное
оборудование, музыкальный центр.
Группы оборудованы необходимой мебелью, инвентарем:
• столы, стулья (по росту и количеству детей);
• магнитная доска;
• технические средства обучения (ТСО) (мультимедийное устройство);
• презентации (по темам занятий)
• Наборы LEGO «Duplo», «Classik», «Edication»
• Игрушки для обыгрывания ситуации
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы, технологические карты
- образцы.
Кадровое обеспечение
педагог дополнительного образования
Лебедева Анна Николаевна
Образование: ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический
университет", специальность "Логопедия"
Квалификационная категория. Высшая
Стаж работы: 25 лет
Педагогический стаж: 17 лет

22

3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Изучение результативности работы педагога строится на основе входной
и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника. В
диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно
отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую
дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его
индивидуальных особенностей.
Педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений и
заносится в таблицу
№
п/п

Ф.И.

Умение
правильно
конструировать
поделку по
инструкции
педагога
н/г
к/г

Умение
Умение
правильно
правильно
конструировать конструировать
поделку по схеме поделку по
образцу

Умение
правильно
конструировать
поделку по
замыслу

Умение детей
моделировать
объекты по
иллюстрациям
и рисункам

н/г

н/г

н/г

к/г

н/г

к/г

к/г

к/г

1

4. Список литературы
1. Волкова С. И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 .
2. Григорьев П.Д., В..В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников»М., Просвещение, 2010
3. Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.;
«ОЛМА ПРЕСС», 1999.
4. Мельникова О.В. «Лего-конструирование. Программа, занятия, 32
конструкторские модели. Волгоград, Изд.: «Учитель»
5. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).
— М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
6. Фешина Е. Г..Лего-конструирование в детском саду.- Сфера, 2012.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».