ДООП художественной направленности Кружок 'Песочные сказки'. Навигатор

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 392
620012, город Екатеринбург, ул. Победы, 5а. Телефон/факс: (343) 320-60-90; 320-68-90, e-mail: mdou392@eduekb.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Кружок «Песочные сказки»

для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
срок реализации программы 3 года

Составитель:
Педагог дополнительного
образования
МБДОУ детский сад № 392
Оплетаева Е.Г.

г. Екатеринбург, 2022г.

Оглавление
2. Комплекс основных характеристик Программы ......................................... 3
2.1. Пояснительная записка .............................................................................. 3
2.2. Цель и задачи Программы ......................................................................... 8
2.3. Содержание общеразвивающей программы ........................................... 10
2.4. Планируемые результаты ........................................................................ 20
3. Организационно-педагогические условия ................................................. 21
3.1. Календарный учебный график ................................................................ 21
3.2. Условия реализации программы ............................................................. 22
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .......................... 22
4. Список литературы ..................................................................................... 23

2

2. Комплекс основных характеристик Программы
2.1. Пояснительная записка
С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек
по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш
навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию
окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и
любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не
только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей
действительности давно научно доказано.
Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на
основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в
активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо
актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса,
формирование творческих умений, чувство прекрасного.
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной
деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не
требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ
понять чувства ребенка.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой
деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими
руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное
небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Песочные
сказки», в переводе «Искусство песка».
Песок - та же краска, только работает по принципу "Света и тени",
прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира
и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной
и творческой деятельностью. Это один из способов изображения
окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается
и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство
коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство
страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными
материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет
уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок
получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий
характер детской продуктивной деятельности.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что средства и методы
рисования песком развивают творческое мышление, воображение, мелкую
моторику рук, речь, более интенсивно и гармонично происходит развитие
познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к
занятиям, к обучению вообще. Особенностью программы является
комплексное развитие художественных способностей, творческого
воображения, мелкой моторики, речи обучающихся с младшего дошкольного
возраста. Через рисование нетрадиционным способом – при помощи песка,
3

света и музыки обучающийся получает эстетическое наслаждение,
удовлетворение и активно развивается.
Направленность
–
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности Кружок
«Песочные сказки» (далее Программа) разработана на основе программы Е.А.
Тупичкиной «Мир песочных фантазий» и имеет художественную
направленность.
Актуальность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
• Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
• Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021
• Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
4

в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
Отличительные
особенности
программы.
Дополнительная
общеобразовательная программа «Кружок «Песочные сказки» разработана
для детей от 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 392 (далее МБДОУ).
Дополнительная общеобразовательная программа составлена в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
№273 - ФЗ, в соответствии с ФГОС ДО, утвержденным Приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155, с учётом
действующего СанПиН, Уставом МБДОУ детский сад № 392.
Адресат. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 2-7 лет,
посещающих детский сад. Набор детей носит свободный характер и
обусловлен интересами воспитанников и их законных представителей.
Возрастные особенности детей
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста
В изобразительной деятельности детей дошкольного возраста можно
выделить стадию каракулей, штрихов и бесформенного изображения
отдельных элементов, первую ступень схемы и вторую ступень возникающего
чувства формы и линии.
В 4 года рисунки детей находятся на фазе каракулей. Но, по сравнению с
предыдущим возрастом, кроме размашистых линий, появляются круги,
квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми
разнообразными способами. В рисунках можно увидеть что-то значащее.
Например, типичное нарисованное ребенком солнце - круг с выходящими из
него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д. Усмотрев в своем рисунке
сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно
детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей
(например, ног) или расположить их неправильно - ноги, выходящие из
головы. На данной ступени ребенок рисует схематическое изображение
предмета, очень далекие от реальной передачи его. В фигуре человека часто
передается лишь голова, ноги, часто туловище и руки. Существеннейшим
отличием этой стадии является то, что ребенок рисует не с натуры, а по
памяти. Рисунок на этой стадии является как бы перечислением, или, вернее
графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете. Когда он рисует
человека в профиль, он делает на рисунке два глаза. Рисуя, он часто предает в
рисунке то, что он знает о предмете, а не то, что он видит. Поэтому он часто
на рисунке рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает
в рисунке многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является
несущественным в изображаемом предмете. Ребенок может делать из
пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился
человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его «изделия». Рисует и
карандашом, и красками (карандашом получается лучше).
5

Вторая ступень в данном возрасте – ступень возникающего чувства
формы линии в рисунке сочетает в себе смесь формального и схематического
изображения. Это рисунки-схемы, но с зачатками изображения похожего на
действительность. Ребенок уже рисует большее число подробностей, более
правдоподобно размещает отдельные части предмета. Рисунки юного
художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять
новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в
большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь
заполнены окнами. В изображении человеческого лица малыш использует для
глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею,
пуговицы, другие детали. В лепке может попробовать соединить вместе
несколько цветов.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Начиная с 5-6 лет, рисунки ребенка приближаются к реальности. И все
же, они, скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например,
если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2
окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания. Рисунки мальчиков и
девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения
пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше
действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто
размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к
центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание
не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а
другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких
«работающих» деталей, в то время как девочки больше склонны к
декорированию, украшательству.
На второй ступени развития детского рисунка мы замечаем смесь
формального и схематического изображения, это еще рисунки схемы, и, с
другой стороны, мы находим здесь задатки изображения, похожего на
действительность. Эта стадия не может быть резко отграничена от
предыдущей, однако она характеризуется гораздо большим числом
подробностей, более правдоподобным размещением отдельных частей
предмета.
В подготовительной и старшей группе ребенок с удовольствием
осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет
сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними.
Воспитатель должен всячески способствовать развития детского творчества.
У ребенка старшего дошкольного возраста начинает развиваться образное
мышление. Дети оказываются способными использовать простые
схематизированные изображения. Накапливается определенный запас
представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей
действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка уже должны быть
сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами
(красный, желтый, синий, зеленый). Дети замечают соответствие
определенных видов деятельности людей и себя самого. В художественной и
6

продуктивной деятельности обучающиеся эмоционально откликаются на
произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную
литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные
эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать
образы. Развивается изобразительная деятельность детей. Рисунки могут быть
самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно
рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов,
но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать
статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный
характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты
с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение
человека становится более детализированным и пропорциональным. По
рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном
состоянии изображенного человека.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры
позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. В
процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять
выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится,
обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они
эмоционально откликаются на произведения искусства, в которых переданы
понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния
людей, животных, борьба добра со злом. Творческие проявления становятся
более осознанными и направленными (образ, средства выразительности
продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной
деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за
собой изображение). Образы из окружающей жизни и литературных
произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности,
становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер,
обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между
рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику,
космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы:
принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты:
мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей
формируются художественно-творческие способности в изобразительной
деятельности.
Изображение
человека
становится
еще
более
детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза,
рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными
деталями
7

Режим занятий.
Первый год обучения – средняя группа (возраст 4-5 лет). Занятия
проводятся в группах (8-10 человек) 1 раз в неделю по 20 минут.
Второй год обучения – старшая группа (возраст 5-6 лет). Занятия
проводятся в группах по 10 человек 1 раз в неделю по 25 минут.
Третий год обучения – подготовительная группа (возраст 6-7 лет).
Занятия проводятся в группах (8-10 человек) 1 раз в неделю по 30 минут.
Каждый курс рассчитан на 1 год (36 недель).
Объем общеразвивающей программы – общее количество учебных
часов, запланированных на учебный год – 36 часов.
Уровневость общеразвивающей программы – стартовый уровень.
Формы обучения – комбинированная (индивидуальная и групповая
работа).
Виды занятий – практические занятия.
2.2. Цель и задачи Программы
Цель: развитие творческого мышления, памяти, внимания,
инициативности у детей дошкольного возраста в процессе игрового
экспериментирования с компонентом неживой природы: песком.
Образовательные задачи:
Формировать и развивать умения в области изобразительной
деятельности при помощи песка и света.
- Совершенствовать координацию движений рук, слуховое и зрительное
восприятие.
- Создавать условия для совершенствования зрительно
пространственной ориентировки, речевых возможностей, познавательных
процессов.
- Формировать и закреплять представления об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с
песком, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
- Воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного
психологического состояния ребенка;
- Воспитывать нравственные качества по отношению к другим,
совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное
отношение к окружающим.
Развивающие задачи:
- Развивать наглядно-образное, творческое и критичное мышление.
- Развивать гибкость и оригинальность, продуктивность и скорость
мышления, умение детализировать творческие идеи; моторику рук.
- Развивать коммуникативные навыки, установки на положительное
отношение к себе и другим.
- Развивать умение действовать по инструкции.
- Развивать у ребенка положительные черты характера, способствующие
8

лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Основные принципы Программы:
 Культуросообразность - содержание программы выстраивается как
последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где
ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир.
 Системность - отражена в структуре программы.
 Эстетизация - предполагает наполнение жизни детей яркими
переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства.
 Интеграция - использование различных видов деятельности.
 Принцип сезонности: построение познавательного содержания с
учётом природныхи климатических особенностей данной местности в данный
момент времени.
 Принцип систематичности и последовательности: постановка
задач «от простого к сложному», от «неизвестного к известному».
 Принцип развивающего характера художественного образования.
 Принцип природосообразности: постановка задач художественнотворческого развития детей с учётом возрастных особенностей и
индивидуальных способностей.
 Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
 Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку.
 Активности,
контролируемости, индивидуального подхода в
обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его
повторности, построения программного материала от простого к сложному,
наглядности.
Программа не является статичной по своему характеру. Содержание
занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей
воспитанников.

9

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Месяц
Тема
Цель
Средняя группа (4-5 лет)
Сентябрь
Солнышко
Учить рисовать ребром ладони круг. Пальцами рисовать
лучики прерывистыми и сплошными.

Октябрь

Мой
любимый
дождик.

Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить
рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий,
капельками, сильный ливень), используя точку и линию как
средство выразительности.

Осенний
букет

Учить с помощь пальцев рисовать цветы (ромашки).
Наносить штрихи и линии, ритмичными движениями.
Помощью разных стеклянных камешков украсить цветы.

Веселые
грибочки

Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность.
Закрепить умение равномерно наносить песок изображая грибы
различные по величине и форме.
и Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые,
извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно
наносить песок.

Деревья
кусты

Ягоды
рябины

Продолжать рисовать всей ладонью и пальцами обеих рук.
Наносить точки и линии ритмичными и плавными
движениями.

Яблоки и
груши

Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы
указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать
чувство композиции.
Мы рисуем, Совершенствовать
умения
и
навыки
в
свободном
что хотим.
экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес.

Ноябрь

Декабрь

Лесные
тайны

Познакомить с обитателями леса. Учить рисовать животных
соблюдая пропорции. Учить передавать в рисунке целостный
образ.
Мой город
Показать способы рисования кулачком (высотные дома),
рисование одним пальцем (телевизионные антенны).
НеобыкноУчить рисовать на песке, самостоятельно используя
венные
различные способы рисования (одним пальцем, всеми
следы
пальцами одновременно, всей ладонью, ребром ладони,
кулачком).
Узоры
на Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые
стекле
элементы.
Маленькой
Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним
елочке
пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство
холодно
композиции. Воспитывать аккуратность.
зимой.
Снеговик
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной
техникой рисования песком пальцами, всей ладонью.
Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру.
Новогодние Познакомить с симметрией. Развивать пространственное
шары
мышление. Учить рисовать силуэты симметричных и
несимметричных предметов двумя ладонями одновременно.
Мы рисуем, Совершенствовать умения и навыки в свободном
что хотим
экспериментировании с песком. Развивать фантазию,
интерес. Снятие эмоционального напряжения.
10

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

В январе все Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной
деревья в
техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить
серебре.
наносить ритмично и равномерно различные линии.
Закрепить умение равномерно наносить песок.
Заюшкина
Совершенствовать умения и навыки в свободном
избушка
экспериментировании с песком. Развивать способность
работать парами. Развивать фантазию, интерес.
Снежинки
Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать
координацию. Продолжать знакомить с временами года.
Развивать чувство радости, успеха.
Зимние виды Показать способы изменения образа путем добавления
спорта
деталей (спортивный инвентарь; превращаем коньки в лыжи).
Дикие
Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать
животные
изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно
наносить песок.
Подарок для Учить украшать простые по форме предметы, нанося
папы
элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами,
ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.
Мы рисуем, Совершенствовать умения и навыки в свободном
что хотим
экспериментировании с песком. Развивать способность
работать парами. Развивать фантазию, интерес.
Здравствуй, Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать
весна!
координацию. Продолжать знакомить с временами года.
Развивать чувство радости, успеха.
Мимоза
Совершенствовать умение рисования цветов мимозы
пальцами. Закрепить знакомые приёмы рисования. Развивать
творческие способности.
Птицы
Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить
прилетели
наносить извилистые и прямые линии непрерывно.
домой
Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать
любовь к птицам.
Мамин день. Учить украшать предметы, нанося простые по форме
элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами,
ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.
Любовь к родителям.
Мои
Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить
любимые
наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые,
животные из длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный
сказок.
образ. Вспомнить любимые сказки, животных.
Божьи
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить
коровки на умение равномерно наносить точки на всю поверхность
лужайке.
предмета, рисовать травку.
Жили
у Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное
бабуси два средство: делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх,
веселых гуся остальные в сторону). Закрепить умение дополнять
изображение деталями. Развивать воображение.
Воздушные Продолжать учить рисовать предмет круглой формы ребром
шарики
ладони.
День
Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые
Победы!
по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими
пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое

11

восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему
поколению.
Мы рисуем, Совершенствовать умения и навыки в свободном
что хотим
экспериментировании с песком. Развивать воображение,
интерес. Снятие эмоционального напряжения.
Гусеница
Продолжать учить рисовать предмет круглой формы ребром
ладони.
По замыслу Самоанализ творческих работ. Итоги года. Фотовыставка
детских работ
Старшая группа (5-6 лет)
Сентябрь Весёлые
Упражнять в рисовании пальцами. Учить равномерно
божьи
наносить точки на всю поверхность предмета.
коровки
Дары осени
Продолжать учить детей рисовать предметы круглой и
вытянутой формы указательным пальцем на песке (овощи,
фрукты, грибы). Развивать креативность, самостоятельность.
Сказочные
Учить рисовать пальцами синхронно, развивать воображение
птицы
Осенний
Совершенствовать умения и навыки в свободном
букет
экспериментировании с песком. Развивать фантазию,
интерес.
Октябрь
Под зонтом
Учить приемам получения точек и коротких линий. Учить
рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий,
капельками, сильный ливень), используя точку и линию как
средство выразительности.
Избушка
Самостоятельное и творческое отражение представлений о
бабушки Яги сказочной героине Бабушке Яге и её избушки разными
изобразительно выразительными способами рисования
песком на стекле.
Сказочные
Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы
герои
рисования
Разноцветная Развивать композиционные умения при изображении групп
сказка
предметов.
Ноябрь
Необычный
Показать способ преобразования «квадрата» в гараж, дом, в
квадрат
стол или в телевизор. Вызвать интерес к преобразованию
одного предмета в другой. Развивать ловкость, аккуратность,
художественный вкус
Дома и города Развивать умение передавать архитектуру домов, соблюдая
относительную величину частей. Закрепить усвоенные ранее
приемы рисования. Развивать эстетическое восприятие,
творческое воображение.
Подарок для Продолжать знакомить с праздниками. Учить передавать в
мамы
рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и
прямые
линии
непрерывно.
Дополнять
рисунок
декоративными элементами.
Красногрудый Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы
снегирь
указательным пальцем. Закрепить навыки рисования.
Развивать чувство формы и величины.
Декабрь
В гостях у Создание оригинальных композиций по сказке, поиск средств
Метелицы
выразительности (тень, снежные узоры, снегопад...), развитие
творческого воображения.

12

Снежинки

Январь

Февраль

Март

Апрель

Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать
координацию. Продолжать знакомить с временами года.
Развивать чувство радости, успеха.
Праздничный Учить создавать композиции, гармонично сочетать разные
город
изобразительные техники рисования песком.
Новогодний Закрепить приемы рисования по песку и способы рисования
праздник
на песке дополнительными инструментами. Самостоятельная
деятельность детей, поощрение творческих замыслов.
День и ночь
Свободное экспериментирование с образами, рисование
ночного, дневного неба. Самостоятельный поиск средств
выразительности, настроения в рисунке.
Зимний лес
Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать
координацию. Продолжать знакомить с временами года.
Зимние
Свободное экспериментирование с образами
фантазии
Зимушка,
Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
зима!
Воспитывать аккуратность.
Снеговик.
Мои
Совершенствовать рисование песком пальцами, всей
любимые
ладонью. Учить наносить равномерно различные линии
животные из (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать
сказок
в рисунке целостный образ.
Подводное
Совершенствовать умения и навыки в свободном
царство
экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес
к морским жителям (морская звезда, морской конек, рыбка).
Песчаные
Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать
дюны
координацию.
Дополнять
рисунок
декоративными
элементами. Продолжать знакомить с континентами.
Я бы в
Закрепить и расширить представления детей о транспорте.
летчики
Учить достигать выразительности через более точную
пошел, пусть передачу формы, изображения мелких деталей.
меня научат
Звуки
Показать способы изменения образа путем добавления
природы
деталей.
Мы рисуем Совершенствовать умение и навыки в свободном рисовании
что хотим
с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие
эмоционального напряжения.
Букет
для Показать способы изменения образа путем добавления
мамы
деталей (бутоны цветов, дорисовываем лепестки; превращаем
ромашки в астры, астры в розы), использования
дополнительных инструментов (орнамент вазы)
Чего
на Совершенствовать умения и навыки в свободном
свете не
экспериментировании с песком. Развивать интерес и
бывает?
фантазирование (например, рыба плывет по воздуху, звезды
ходят по земле, дома сами ходят).
Весёлая
Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать
капель
координацию. Продолжать знакомить с временами года.
Развивать чувство радости, успеха.
Этот
Закреплять способ рисования – насыпание песка из кулачка,
загадочный
продолжать знакомство с приемами использования
космос
дополнительных инструментов (рисуем фон с помощью
массажного мячика).
13

Воздушные
шарики
Сказочная
бабочка

Продолжать учить рисовать предмет круглой формы ребром
ладони.
Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать
координацию. Продолжать знакомить с временами года.
Развивать чувство радости, успеха. Учить передавать в
рисунке целостный образ.
Май
Праздничный Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично
салют
двумя руками, используя дополнительные инструменты.
Создание условий для рассматривания иллюстраций на тему
«ВОВ», «9 мая – День Победы». Воспитывать эстетическое
восприятие.
Одуванчики
Учить с помощь пальцев рисовать цветы. Наносить штрихи и
линии, ритмичными движениями.
Радуга - дуга Продолжать
знакомить
детей
с
нетрадиционной
изобразительной техникой рисования песком на стекле,
используя точку и линию как средство выразительности.
Диагностика
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
Сентябрь Лес
Учить рисовать деревья и кустарники (берёза, сосна, ель и
пр.) одной и одновременно двумя руками. Составление
композиции «Лес».
Осенняя
Побуждать к творческим замыслам и решениям.
картина
Формировать представления об осенних явлениях в природе:
часто идет дождь, на небе темные тучи, на земле лучи.
Листочки
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить
тоже бывают умение равномерно наносить точки на всю поверхность
разными
предмета, рисовать листья. Учить рисовать веточки,
украшать в техниках рисования пальчиками.
Колкий Ёж
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной
техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно
штрихи на всю поверхность.
Октябрь
Прекрасное
Свободное
экспериментирование
с
образами.
рядом»
(по Самостоятельный
поиск
средств
выразительности,
замыслу)
настроения в рисунке.
Рисование
Учить рисовать диких животных в статике с помощью
диких
«линии» и «пятна». Рисование указательным пальцем,
животных
соблюдая все пропорции, используя таблицы поэтапного
несколькими рисования.
способами.
Кошка
на Учить рисовать домашних животных в статике с помощью
окне
«линии» и «пятна». Рисование кошки указательным пальцем,
соблюдая все пропорции, используя таблицы поэтапного
рисования.
ВитаминУчить детей превращать ягоды в грибы, фрукты в овощи
ные загадки
используя прием отсечения, замены и дополнения
характерными деталями согласно задуманного образа.
Ноябрь
Матрешка
Развивать самостоятельность и инициативу в выборе техники
рисования по заданной теме. Развивать детализацию,
гибкость и оригинальность мышления.
В деревне
Учить рисовать деревянный дом несколькими способами:
отсечение лишнего; насыпание из кулака; одновременно
двумя руками.
14

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Мы
едем, Учить рисовать наземный транспорт. Поэтапное рисование
едем, едем
наземного транспорта. Создание коллективной композиции,
на основе ранее полученного опыта рисования песком на
стекле
Улицы моего Учить рисовать простые сюжеты с передачей движений
города
(транспорт),
взаимодействий
и
отношений
между
персонажами в городе (люди).
Составление Учить самостоятельно составлять композиции по ранее
композиции
изученным темам.
по
ранее
изученным
темам
В гостях у Создание оригинальных композиций по сказке, поиск средств
Метелицы
выразительности (тень, снежные узоры, снегопад...), развитие
творческого воображения.
Снежинки
Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать
координацию. Продолжать знакомить с временами года.
Развивать чувство радости, успеха.
Новогодний Закрепить приемы рисования по песку и способы рисования
праздник
на песке дополнительными инструментами. Самостоятельная
деятельность детей, поощрение творческих замыслов.
В январе все Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной
деревья в
техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить
серебре
наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые,
извилистые, длинные, короткие).
Птички
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования
клюют ягоды пальчиками (выполнение ягоды различной величины).
Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
Воспитывать аккуратность.
Африка
Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать
координацию.
Дополнять
рисунок
декоративными
элементами. Продолжать знакомить с континентами.
В четыре руки Учить созданию импровизированной совместной творческой
работы. Разработка длительных сюжетных линий, их
воплощение на экране.
Поэтапное
Учить поэтапному рисованию пропорций лица. Рисование
рисование
песком портрета с передачей характерных особенностей
пропорций
внешнего вида и настроения конкретного человека.
лица
Рисование
Продолжать учить поэтапному рисованию пропорций лица.
пропорций
Рисование песком портрета с передачей характерных
лица
особенностей внешнего вида и настроения конкретного
человека.
Корабль
Учить наносить песок и украшать простые по форме
предметы, простыми по форме элементами всей ладонью,
одним или несколькими пальцами, ребром ладони.
Воспитание бережного отношения к близким.
Два капитана Создание композиций с переменой сюжета по мотивам
мультфильма «Тайна третьей планеты». Совершенствование
техники рисования песком на стекле.
Моя семья
Учить рисовать фигуру человека. Рисование песком портрета
с передачей характерных особенностей внешнего вида и
15

Грач на горе –
Весна
на
дворе
Моя любимая
игрушка

Музыка леса
Апрель

Дворцы
замки

и

На другой
планете
Пасха

Рисую
музыку

Май

Праздничный
салют

Весенний
пейзаж
Спасибо, мир
над головой
(голубь)
Диагностика

настроения конкретного человека.
Продолжать знакомить с временами года. Учить передавать в
рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и
прямые
линии
непрерывно.
Дополнять
рисунок
декоративными элементами. Развивать любовь к птицам и
чувство причастности к природе
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной
техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить
наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые,
длинные, короткие). Учить передавать рисунке целостный
образ. Закрепить умение равномерно наносить песок.
Учить создавать образы под музыку, развивать творческое
воображение
Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы
указательным пальцем. Закрепить навыки рисования.
Развивать чувство формы и величины.
Совершенствовать рисование песком пальцами, всей
ладонью. Учить передавать в рисунке целостный образ
космического пространства. Закрепить умение равномерно
наносить песок.
Учить наносить песок и украшать простые по форме
предметы, простыми по форме элементами всей ладонью,
одним или несколькими пальцами, ребром ладони.
Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
Учить демонстрировать освоенные способы рисования:
кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью,
мизинцами, одновременно использование нескольких
пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего,
насыпание из кулачка
Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично
двумя руками, используя дополнительные инструменты.
Создание условий для рассматривания иллюстраций на тему
«ВОВ», «9 мая – День Победы». Воспитывать эстетическое
восприятие.
Рисовать сад со сменой погоды, на основе предыдущего
пейзажа. Придумывать свое настроение и передавать его в
рисунке.
Закрепить навыки рисования. Учить рисовать предметы
круглой и вытянутой формы указательным пальцем.
Воспитывать эстетическое восприятие.

Содержание учебного (тематического) плана
Виды деятельности:
- проба песка — знакомство с техникой песочной анимации, основными
принципами и приемами рисования на песке;
- песочная графика — создание простых песочных рисунков;
- песочная трансформация – создание динамичных песочных картин;
- песочная история — разработка сюжета и сценария, и многое другое.
Формы организации кружковой деятельности:
16

- групповые,
- подгрупповые,
- индивидуальные
Основной формой работы является занятие с песком, которое
предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе
индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (видеозаписи);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов рисования, импровизация;
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный
ответ).
Параллельно
с
образовательной
деятельностью
проходит
воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом
Технологии, используемые в кружковой работе:
Индивидуализация
обучения
индивидуальный
подход
и
индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Групповые технологии - организация совместных действий,
коммуникация, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.
Технология личностно - ориентированного обучения - максимальное
развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка.
Технология коллективной творческой деятельности -достижение
творческого уровня является приоритетной целью.
Репродуктивная деятельность - прочность усвоения обеспечивается
путём многократного повторения.
Продуктивная, поисковая, направленная на формирование новых знаний
непосредственно самими обучающимися, здесь педагог выступает только как
направляющий.
Технология проблемного обучения, где создается проблемная ситуация,
которая направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ – решение
изобретательных задач).
ИКТ- для повышения эффективности образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии (обеспечивающие гигиенические
оптимальные условия образовательного процесса, технологии оптимальной
организации учебного процесса и физической активности, психолого –
педагогические технологии).
Структура образовательной деятельности:
1. Вводная часть:
Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать
положительный эмоциональный фон. Сюда входят ритуалы приветствия,
пальчиковые игры, игры на развитие внимания.
17

2. Основная часть:
На нее приходится основная смысловая нагрузка. Сюда входит
прослушивание или просмотр сказок, историй, (количество героев и
совершаемых им действий необходимо ограничивать, поскольку перед
педагогом не стоит задачи поразить воображение ребенка, а выявить его
реальные возможности последующегоотображения на световом столе)
слайдов, динамические упражнения, важно создать ситуацию успешности
каждому ребенку. После того как дети наполнятся впечатлениями, погрузятся
в мир сказки, можно приступать к рисованию.
Техника рисования зависит от темы занятия. Дети могут рисовать
ладошками или пальцами, а могут работать двумя руками.
3. Заключительная часть:
Релаксация, самомассаж. Ее основная цель – закрепление положительных
эмоций от работы на занятии и подведение итогов.
Виды техники рисования:
 Техника закидывания используется для создания темного фона на
большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми
движениями.
 Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль
края стекла к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды
движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по
поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы.
С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.
 Техника засыпания используется для создания затемненных
поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие
переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его
над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно –
таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая
небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности,
аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От
продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень
темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники
получаются поверхности с разными контурами
 Техника насыпания: взяв песок в кулак, сжимаем его и держим
вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой,
находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по
нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия
между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем
ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она
получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов
рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным
очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь
движения кисти они напоминают штрихование карандашом.
 Техника вытирания: данный вид техники применяется для создания
18

светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем
нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и
немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении.
Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность
большого пальца
 Техника процарапывания: итог процарапывания – создание светлого
контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования
используем подушечку пальца или ноготь.
 Техника отпечатка: помогает добиваться имитации различных фигур и
материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно
использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно
использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку
Взаимосвязь образовательных областей
Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным
требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.
1. Социально-коммуникативное развитие:
• Способствует развитию игровой деятельности
• Умению взаимодействовать со сверстниками
• Приобщению к правилам безопасного поведения
• Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению
доводить работу до конца).
• Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.
2. Познавательное развитие:
• Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности.
Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.
• Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.
• Способствует формированию целостной картины мира.
3.Речевое развитие:
• Способствует развитию связной речи
• Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми
• Способствует обогащению словаря
4. Художественно-эстетическое развитие:
• Развивает воображение
• Формирует эстетический вкус
• Развивает художественные способности, чувство ритма.
5. Физическое развитие:
• Способствует сохранению и укреплению здоровья
• Накоплению и обогащению двигательного опыта
• Развитие координации
• Развитие мелкой и крупной моторики.

19

2.4. Планируемые результаты
Первый год обучения (4-5 лет)
• Освоят приёмы создания фона (наброс и насыпание).
• Будут различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный,
щепотка).
• Будут рисовать картины с использованием различных приемов и
рассказывать об их сюжете.
• Смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с
обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить
предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что
использованы на рисунке).
• Освоят элементарные правила владения инструментами для рисования
песком.
• Будут доводить дело до конечного результата, не останавливаясь перед
трудностями выполнения.
• Научатся работать с таким теперь уже художественным материалом как
песок, учитывать принципы композиции.
Второй год обучения (5-6 лет):
• Умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные
связи между изображаемыми предметами.
• Навык координации системы «рука-глаз» при рисовании песком и на
песке.
• Умение создавать композиции по сюжетам сказок и историй.
• Умение использовать основные приёмы рисования на песочном
световом планшете: «отпечатки», «рисование», «по песку», «рисование
песком».
• Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций
и явлений природы; умеет радоваться созданным ими индивидуальным и
коллективным работам. Видит красоту в окружающем мире и может
передавать ее, используя техники песочной анимации
Второй год обучения (6-7 лет):
• Навык плавности, точности движения руки, регуляции силы движений,
определение амплитуды, скорости, ритмичности.
• Умение изменять размах и направление руки при рисовании песком.
• Умение гармонично сочетать линии, свет и тень.
• Умение работать пальцами обеих рук.
• Изображает предметы и явления, передавая их выразительно, путем
создания отчетливых форм, использования разных техник песочной анимации.
Рисует пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
• Движения рук точны, характер, сила и ритмичность движения
соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя
в рисунке несколько изображений в сюжетную картину.
• Ярко проявляет увлеченность рисования на песке, желания рисовать по
собственному замыслу.
20

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май
Итого в год

Неделя

Средняя
группа

I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
36 нед.

20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
720 мин.

Подготовительная
Старшая
к школе группа
группа
Продолжительность, минут
25
30
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
30
25
900 мин.
1080 мин.

*Календарный учебный график образовательной деятельности может изменяться в
соответствии с количеством недель в месяце.

21

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
 Световой планшет с песком.
 Разнообразные пластиковые формочки разной величины.
 Геометрические фигуры и изображающие животных, транспорт, людей,
формочки для теста. лопатки, широкие кисточки, сита, воронки.
 Набор игрушечной посуды, ложки, ножи, вилки.
 Миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей
разного пола и возраста; различных животных, рыб и растения; транспорт.
 Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие
пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
 Музыкальное сопровождение (аудио сказки, музыкальные файлы на
компьютере, мультимедийные презентации, мультфильмы).
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
Оплетаева Елена Геннадьевна
Образование:
2011г., Нижнетагильская государственная социально-педагогическая
академия, квалификация «Технологической образование»
Квалификационная категория: Первая
Стаж работы: 12 лет
Педагогический стаж: 9 лет
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
С целью определения успешности освоения программы, развития
обучающихся по данной программе проводится мониторинг.
1. Освоение техникой песочного рисования ребенком (владение
техниками рисования песком)
2. Уровень развития психомоторного развития ребенка (координации,
внимания, усидчивости речевой деятельности, образной памяти).
3. Проявления творческих способностей (мотивация на изобразительную
деятельность, воображение, оригинальность).
4. Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности
ребенка (умение видеть красоту в окружающем мире и передавать ее,
используя песочную технику).
Для выявления степени сформированности выше указанных показателей
проводятся диагностические процедуры.
№ Ф.И.
п/п ребенка, Цветогруппа
восприятие
октябрь май

Передача
формы
октябрь май

Параметры диагностики
Передача
Пространвеличины
ственная
ориентация
октябрь май октябрь май

1
2

22

ХудТворческие
эстетическое проявления
развитие
октябрь май октябрь май

Условные обозначения диагностики:
(*) – программа освоена.
(+) - программа освоена в полном объеме.
Выводы (октябрь)…..(текстом)
Выводы (май)….. (текстом)
Сроки диагностики: Входная диагностика – октябрь, Итоговая
диагностика – май.
Для оценки овладения ребенком изобразительной деятельностью
выделены следующие критерии:
– цветовосприятие;
– передача формы;
– передача величины;
– пространственная ориентация;
– художественно-эстетическое развитие;
– развитие творческих способностей.
Целевые ориентиры освоения программы:
Ребенок может выделять цветовые эталоны, проводить действия
идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания
выстраивает по образцу.
У него развиты умения в рисовании, в изображении простых предметов.
Он может сгруппировать предметы по цвету, форме и величине.
Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый,
черный). Обращает внимание на подбор цвета, соответствующего
изображаемому предмету. У него развито умение ритмично наносить линии.
4. Список литературы

1. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и
познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А.
Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
2. Зеленцова – Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей
раннего возраста. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015
3. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. –М.: Инт.2010
4. Макарова Е.А., Балаева Н.А. Программа «Путешествие по Песочной
стране». Санкт-Петербург. 2014.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».