ДООП социально-гуманитарной направленности Кружок 'Логоритмика'

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 392
620012, город Екатеринбург, ул. Победы, 5а. Телефон/факс: (343) 320-60-90; 320-68-90, e-mail: mdou392@eduekb.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Кружок «Логоритмика»
для детей дошкольного возраста 4 – 6 лет
срок реализации 2 года

Составитель:
Педагог дополнительного
образования
МБДОУ детский сад № 392
Ельцина О.С.

г. Екатеринбург, 2022г.

Оглавление
2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы ............................. 3
2.1. Пояснительная записка ...................................................................................................... 3
2.2. Цель и задачи Программы ................................................................................................. 6
2.3 Содержание общеразвивающей программы .................................................................... 8
2.4. Планируемые результаты ................................................................................................ 14
3. Организационно-педагогические условия........................................................................ 14
3.1. Календарный учебный график ....................................................................................... 14
3.2. Условия реализации программы .................................................................................... 15
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................................... 18
4. Список литературы ............................................................................................................. 20

2

2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
2.1. Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют
формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления,
коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она
формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу
разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач
по развитию крупной моторики и речи детей. Наиболее эффективное
средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической
ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики.
Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее
основой являются речь, музыка и движение.
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза,
«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного
ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие
или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на
становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче
усваивать
стихотворения,
понимать
музыкальные
произведения.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой
функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения
звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом,
так
как
образовательная
деятельность
создаёт
положительный
эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических
упражнений.
Направленность
–
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
Кружок «Логоритмика» (далее Программа) разработана на основе
исследований педагогов В. Н. Шацкой, М. И. Фомичевой, Г. А. Волковой, В.
А. Гринер и имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
3

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
• Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
• Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021
• Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
Отличительные особенности программы.
Образовательная деятельность по логоритмике направлена на
всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире,
понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать
трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с
использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное
влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка
различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и
4

оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
речевые и пальчиковые игры. В ход образовательной деятельности вводятся
элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Адресат. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 4-6
лет, посещающих детский сад. Набор детей носит свободный характер и
обусловлен интересами воспитанников и их законных представителей.
Возрастные особенности детей
У детей 5-6 летнего возраста продолжает совершенствоваться речь, в
том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить
шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух,
интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой
игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи.
Дети используют практически все части речи, активно занимаются
словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и
взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и
неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Общая
моторика. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными,
увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног.
Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать
правильную осанку. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и
двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при
скоординированности движений рук и ног; могут выполнять разнообразные
сложные упражнения на равновесие на месте и в движении.
Мелкая моторика. К 6 годам совершенствуется развитие мелкой
моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и
завязать бантиком.
Музыкальные способности. Значительно укрепляются голосовые связки
ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются
слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и
низкий звук. Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение
двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше
обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с
ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям
дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание
музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и
навыками игры на инструментах.
Режим занятий.
Первый год обучения – средняя группа (возраст 4-5 лет). Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.
Второй год обучения - подготовительная группа (возраст 5-6 лет).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.
Каждый курс рассчитан на 1 год (36 недель).
5

Объем общеразвивающей программы – общее количество учебных
часов, запланированных на учебный год – 36 часов.
Уровневость общеразвивающей программы – стартовый уровень.
Формы обучения – комбинированная (индивидуальная и групповая
работа).
Виды занятий – практические занятия.
2.2. Цель и задачи Программы
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции
двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
1. Развивать
фонематическое
восприятие
и
фонематические
представления.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать слуховые внимание и память.
4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи
с речью.
5. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты,
творческую фантазию и воображение.
6. Укреплять костно-мышечный аппарат.
7. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать
чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
8. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке,
движениях и речи ритмическую выразительность.
9. Развивать коммуникативные способности.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа кружка «Логоритмика» составлена на основе исследований
педагогов В. Н. Шацкой, М. И. Фомичевой, Г. А. Волковой, В. А. Гринер
занимающихся
вопросами
дошкольной
логоритмики,
с
учетом
межпредметных связей по областям:
1. Познание - наблюдения, беседы, игры.
2. Социализация - используются дидактические, сюжетно - ролевые
игры.
3. Художественная
литература
используются
произведения
познавательной направленности
(стихи,
потешки,
прибаутки, частушки, тексты песен).
4. Музыка - используются музыкальные произведения, песни, музыка
для упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
5. Физическая культура - проводятся подвижные игры, развлечения,
досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
6. Коммуникация - овладение способами и средствами взаимодействия
с окружающими людьми, разучиваются коммуникативные игры.
В основу программы заложен принцип комплексной коррекции
психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у
детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений
6

построен на комплексе музыкально-двигательных, рече-двигательных и
музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется
коррекция речи.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы.
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке
двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий
изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.
Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются
учителем-логопедом и музыкальным руководителем.
3. Принцип
системности.
Логоритмическая
работа
должна
способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных
и взаимозависимых единиц.
4. Принцип
последовательности.
Каждое
из
коррекционных
направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути.
Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное
произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других
групп (постановка звука «с» полностью подготавливает артикуляционный
аппарат к произношению звука «з»). Эта взаимная связь позволяет
использовать сохранные звуки для постановки дефектно произносимых
звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального
развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального развития (способность решения задач при соответствующей
помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение
ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее
решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым,
с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип
отбора
лингвистического
материала.
Правильно
подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных
основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором
отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных
звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная
цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой
используются активные формы и методы обучения – игры, активное
7

слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных
упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Первый год обучения (средняя группа)
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Название занятия
«Лесные звезды»
«Зайка -огородник»
«Любимое кушанье»
«Дорога на мельницу»
«Верные друзья»
«Сказка про зайцев»
«Круглый год»
«Времена года»
«Про Мурочку-мурысоньку»
«Мурка в город собирается»
«Как Мурочка Деда Мороза будила»
«Дед Мороз»
«Снегурочка на новогодней елке в лесу»
«Волчья песня»
«Петушок»
«Лисичка со скалочкой»
«Петух да собака»
«Бременские музыканты»
«Возьми меня с собой»
«А что у вас»
«Вот так мастера!»
«Как стать большим?
«Даша и Маша»
«Горшочек каши»
«Как Мышонок стал трудолюбивым»
«Сказка про бурого Мишку и Мышку –вертушку»
«Чьи это ушки»
«История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти»
«Красный фонарик»
«Колесо»
«Бычок –смоляной бочок»
«Коза-обманщица»

Месяц
октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Второй год обучения (старшая группа)
№п\п
33.
34.
35.
36.
37.

Название занятия
«Путешествие язычка»
«В гостях у лесного гнома»
«Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева
«Спор овощей»
«Колосок» по мотивам украинской народной сказки
8

Месяц
октябрь

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

«Приключения дождика»
«Краски осени»
«Палочка - выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева
«Как коза в лесу избушку построила»
«Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки
«Теремок - холодок»
«Дед Мороз построил дом»
«Отчего у белого медведя нос чёрный» по мотивам юкагирской
народной сказки
«Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева
«Снеговик на ёлке»
«Морозята»
«Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского
«Приключения снежинки»
«Снежная книга» по мотивам рассказа
«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки
«Гуси - лебеди» по мотивам русской народной сказки
«Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской
«Кем быть? »
«Откуда у носорога шкура» по мотивам одноимённой сказки Р.Киплинга
«Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга
«Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга
«Космическое путешествие»
«Лекарство от зевоты»
«Колобок»
«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки
«Как муравьишка дом солнца искал»
«История о том, как гном построил дом»

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Содержание учебного (тематического) плана
Задачи образовательной деятельности
Средняя группа
- развитие фонематического восприятия
и фонематических
представлений;
-расширение лексического запаса;
-развитие слухового внимания и зрительной памяти;
-совершенствование общей и мелкой моторики
-выработка четких координированных движений во взаимосвязи с
речью;
-развитие творческой фантазии и воображения
Старшая группа
Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с
каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных
возможностей.
Проведение активной работы по организации детского коллектива.
Осуществление
коррекционной
работы:
-закреплять артикуляции
звуков
в
определенной
9

последовательности;
-формировать умения двигаться в соответствии с текстом,
ориентироваться в пространстве;
-научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения,
самомассаж;
- развивать музыкальные и творческие способности детей;
-развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы
звуков, темпа, ритма речи;
-развивать правильное дыхание;
-развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять
мышцы;
-развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.
-воспитыватьу детей доброжелательноеотношениек окружающим
людям, бережноеотношениек природе, животным
Этапы процесса обучения.
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
-начальный этап;
-этап углубленного разучивания;
-этап закрепления и совершенствования.
Важно, чтобы в процессе занятий по логоритмике, приобретение знаний,
умений, навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально –
двигательные и общие способности, творчество, формировало основы
духовной культуры.
Каждое логоритмическое занятие проводится по единой лексической
теме в игровой форме.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная
части.
• Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные
упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с
помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания,
памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
• Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание
музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на
детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а
также следующие виды упражнений:
• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• на развитие внимания;
• регулирующие мышечный тонус;
• счётные упражнения;
• формирующие чувство музыкального размера;
• на развитие чувства темпа и ритма;
• на развитие координации движения;
• на координацию речи с движением;
• на координацию пения с движением;
• на развитие речевых и мимических движений.
10

• Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на

восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения,
релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Музыкально-ритмические упражнения и игры
1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения
характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять
простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или
медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными
фразами.
3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы,
бега).
4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых
упражнений, используя мимику.
Артикуляционная гимнастика
1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.
2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.
3. Стимулировать движения нижней челюсти.
4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.
5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.
6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной
связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык
широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение
поднимать боковые края языка.
7. Укреплять мышцы шеи.
8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной
струи.
9. Развивать мимическую мускулатуру.
Пальчиковая гимнастика
Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
Фонопедические упражнения
1. Укреплять гортань.
2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность,
темп речи.
Игра на детских музыкальных инструментах
1. Развивать чувство ритма.
2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в
коллективе, соблюдая общую динамику и темп.
Коммуникативные игры и танцы
1. Развивать динамическую сторону общения.
2. Развивать эмоциональность.
3. Развивать позитивное самоощущение.
Упражнения на релаксацию
11

Снимать эмоциональное и физическое напряжение.
Коррекционно-образовательная работа осуществляется поэтапно:
I этап – подготовительный
• Создание благоприятных условий для логоритмических занятий.
• Формирование слухового и зрительного внимания.
• Развитие голоса, звукообразования и певческих навыков.
• Развитие чувства ритма.
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Обогащение пассивного и активного словаря.
Коррекция
эмоционально- личностной сферы.
• Воспитание координации движений и ориентировки в пространстве.
II этап – формирование первичных произносительных умений и
навыков
• Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
• Развитие высоты и силы голоса.
• Развитие фонематического восприятия.
• Закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и
физического напряжения.
III Этап – формирование коммуникативных умений
и навыков
•
Закрепление двигательных умений, ручной моторики.
• Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения
и ассоциативно-образного мышления.
• Развитие фонематического восприятия.
• Развитие речевой моторики.
• Формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи.
• Формирование лексико-грамматических категорий.
• Накопление активного и пассивного словаря.
Формы организации и методы работы с детьми
Использование культурных практик для поддержки педагогически
целенаправленной деятельности, можно разделить на пять видов: игровой
метод, наглядный метод, метод аналогий, словесный метод, практический
метод. Игровой метод. Основным методом обучения детей дошкольного
возраста является игра –это основная деятельность, естественное состояние
детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры, как средства
разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым
началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая
игра имеет в своей основе определенную цель, какое –либо задание. В
процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и
осмысливают свои представления о мире. Наглядный метод–выразительный
показ под музыку. Метод аналогий. В программе широко используется метод
аналогий с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная
имитация), где педагог –режиссер, используя игровую атрибутику, образ,
активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его
12

пространственно – образное мышление, способствуя высвобождению
скрытых творческих возможностей подсознания. Словесный метод. Это
объяснение методики выполнения движений, оценка. Практический метод
заключается в многократном выполнении конкретного задания.
Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых
составляет 10 - 12 человек. Набор обучающихся носит свободный характер и
обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Специально для программы разработаны конспекты занятий, подобрана
диагностика, музыкальный репертуар.
Методы реализации образовательной программы
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе
реализации образовательной программы используются различные методы и
приемы:
Методы
Приемы
Наглядные
- Наблюдение;
· показ способов действий;
Демонстрация
наглядных
пособий · показ образца.
(предметов, картинок, репродукций, слайдов,
видеозаписей).
Словесные
· Рассказ;
· вопросы (требующие констатации;
· Беседа.
побуждающие
к
мыслительной
деятельности);
·указание;
· пояснение;
· объяснение;
· педагогическая оценка.
Игровые
· Дидактическая игра;
· внезапное появление объектов; ·
· Воображаемая
ситуация
(с
ролями, выполнение педагогом игровых действий;
игровыми
действиями,
соответствующим · загадывание и отгадывание загадок;
игровым оборудованием)
· введение элементов соревнования; ·
создание игровой ситуации.
Практические
· Упражнение
(подражательноисполнительского
характера,
конструктивные, творческие).
· Моделирование (предметные модели,
предметно-схематические
модели,
графические модели).

Средства реализации образовательной программы:
На занятиях по логоритмике используются различные средства:
• демонстрационные и раздаточные;
• визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
• естественные и искусственные;
• реальные и виртуальные.
13

Данные
средства
направлены на развитие двигательной,
игровой, речевой, музыкально-ритмической деятельности детей.
Особенности взаимодействия педагогического
коллектива
с
семьями воспитанников
Залогом успешной работы по развитию речи и коррекции речевых
нарушений является взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители
закрепляли с детьми те знания и умения, с которыми воспитанники
познакомились на кружковых занятиях. Ежегодно с родителями детей,
обучающихся по программе «Логоритмика», проводится тематическое
собрание «Роль логоритмики в развитии речи детей». Родители узнают о том,
какое значение имеет логоритмика для воспитания и развития дошкольников,
знакомятся с принципами и содержанием программы «Логоритмика». В
течение учебного года проводятся индивидуальные консультации для
ознакомления родителей с динамикой речевого и общего развития детей.
2.4. Планируемые результаты
и активизация словарного запаса

 Расширение
по изученным
лексическим темам.
 Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии
со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
 Развитие артикуляционной моторики.
 Развитие общей и мелкой моторики, координации движений,
ориентации в пространстве.
 Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
 Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей;
 Формирование модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания,
умения правильно брать дыхание во время пения.
 Активизация всех видов внимания и памяти.
 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Месяц

Сентябрь

Октябрь

Неделя
I
II
III
IV
I
II
III

Средняя группа
Старшая группа
Продолжительность, минут
20
25
20
25
20
25
20
25
20
25
20
25
20
25
14

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май
Итого в год

IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
36 нед.

20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
720 мин.

25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
900 мин.

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
№п\п
Предметное насыщение
Мебель
1.
Шкаф для методических пособий
2.
Стол письменный
3.
Стул взрослый
4.
Детский стол
5.
Детский стул
Оборудование
Навесная доска (магнитная)
1.
2.
Лампа настенная
3.
МФУ

15

Количество
1
1
1
4
8
1
1
1

Кадровое обеспечение
педагог дополнительного образования
Ельцина Ольга Сергеевна
Образование:
2002 г., Уральский государственный педагогический университет,
квалификация «Олигофренопедагог, учитель-логопед», специальность
«Олигофренопедагогика»
Стаж работы: 20 лет
Педагогический стаж: 20 лет
Методическое обеспечение
Дидактические пособия и наглядный материал
1.
Белавина
Н.Н.
Логопедические
карточки
для
обследования
звукопроизношения детей и слогового состава слов. – Х.: Изд-во «Ранок»,
2014
2.
Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС»,
2010
Развитие артикуляционного праксиса
1.
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
2.
Нищева Н.В. Веселая мимическая гимнастика. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
3.
Пособие «Самомассаж языка»
4.
Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2016
5.
Картотека артикуляционных упражнений для свистящих звуков, для
шипящих звуков, для соноров
Коррекция звукопроизношения
1.
Азова Е.А., Чернова О.О. учим звуки [с], [с’]. Домашняя логопедическая
тетрадь для детей 5 – 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010
2.
Азова Е.А., Чернова О.О. учим звуки [ш], [ж]. Домашняя логопедическая
тетрадь для детей 5 – 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010
3.
Азова Е.А., Чернова О.О. учим звуки [ч], [щ]. Домашняя логопедическая
тетрадь для детей 5 – 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010
4.
Громова О.Е. Говорю правильно С – З – Ц. – М.: ТЦ сфера, 2018
5.
Громова О.Е. Говорю правильно Ш – Ж. – М.: ТЦ сфера, 2018
6.
Громова О.Е. Говорю правильно Л – Л’. – М.: ТЦ сфера, 2018
7.
Громова О.Е. Говорю правильно Р – Р’. – М.: ТЦ сфера, 2018
8.
Громова О.Е. Логопедическое лото. Учим звук [ж] – М.: ООО «ТЦ Сфера»,
2013
9.
Громова О.Е. Логопедическое лото. Учим звуки [з] – [з’], [ц] – М.: ООО «ТЦ
Сфера», 2013
10.
Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом
дошкольника/Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
11.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом
дошкольника/Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
12.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом
дошкольника/Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
13.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом
дошкольника/Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
16

1

1

1
1
1
1
3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом
дошкольника/Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
Развитие фонематических процессов
1.
Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей
логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми
нарушениями. – М.: Изд-во ГНОМ, 2012
2.
Схематичные изображения гласных и согласных звуков
3.
Пособие «Звуковая линейка»
4.
Фонематическое лото «Звонкий - глухой»
Развитие слоговой структуры слова
1.
Схемы слоговой структуры слова
2.
Насонова Т.Р., Бурлакина О.В. Найди ударный слог – М.: Изд-во «ТЦ Сфера»,
2013
Лексика
1.
Методическое пособие «Лето»
2.
Методическое пособие «Осень»
3.
Методическое пособие «Зима»
4.
Методическое пособие «Весна»
5.
Методическое пособие «Игрушки»
6.
Методическое пособие «Овощи»
7.
Методическое пособие «Фрукты»
8.
Методическое пособие «Съедобные грибы»
9.
Методическое пособие «Откуда что берется. Хлеб»
10.
Методическое пособие «Деревья и листья»
11.
Методическое пособие «Лесные ягоды»
12.
Методическое пособие «Садовые ягоды»
13.
Методическое пособие «Посуда»
14.
Методическое пособие «Обувь»
15.
Методическое пособие «Дикие животные»
16.
Методическое пособие «Домашние животные»
17.
Методическое пособие «Домашние птицы»
18.
Методическое пособие «Перелетные птицы»
19.
Методическое пособие «Хищные птицы»
20.
Методическое пособие «Наш дом»
21.
Методическое пособие «Бытовая техника»
22.
Методическое пособие «Дорожная безопасность»
23.
Методическое пособие «Виды транспорта»
24.
Методическое пособие «Зимние виды спорта»
25.
Методическое пособие «Летние виды спорта»
26.
Методическое пособие «Насекомые»
27.
Методическое пособие «Комнатные растения»
28.
Методическое пособие «Садовые цветы»
29.
Методическое пособие «Полевые цветы»
30.
Методическое пособие «Надежный щит Родины»
31.
Методическое пособие «Москва»
32.
Методическое пособие «Символы стран»
33.
Методическое пособие «Белый цвет»
34.
Методическое пособие «Черный цвет»
35.
Методическое пособие «Серый цвет»
36.
Методическое пособие «Коричневый цвет»
37.
Методическое пособие «Голубой цвет»
14.

17

1

1

10
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

38.
Методическое пособие «Оранжевый цвет»
39.
Методическое пособие «Розовый цвет»
Развитие грамматического строя речи
1.
Насонова Т.Р., Бурлакина О.В. Слова-действия от предложения к рассказу –
М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2013
2.
Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. Демонстрационный
материал для фронтальных занятий – ООО «Изд-во «Скрипторий 2003»
3.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа.
Демонстрационный материал для фронтальных занятий – ООО «Изд-во
«Скрипторий 2003»
Развитие связной речи
1.
Дидактическая игра «Произносим звуки» - ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»
2.
Развивающая игра «Что сначала, что потом 1» - ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»
3.
Развивающая игра «Что сначала, что потом 2» - ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»
4.
Обучение связной речи детей 5 – 6 лет. Картинно-графические планы
рассказов - ООО «Изд-во «Скрипторий 2003»
5.
Обучение связной речи детей 6 - 7 лет. Картинно-графические планы
рассказов - ООО «Изд-во «Скрипторий 2003»
Обучение грамоте
1.
Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 1. Обучение грамоте (для детей
4 – 6 лет). – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013
2.
Гейченко И.Л., Исавина О.Г. Ребусы, кроссворды, головоломки. – СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
Развитие моторики
1.
Картотека игр для развития мелкой моторики
2.
Картотека игр для развития общей моторики
3.
Готовимся к школе. Серия «Прописи»/ гл. ред. О. Голенищева – М.: ООО
«Алтей-бук», 2012
4.
Веселые прописи. Серия «Прописи»/ гл. ред. О. Голенищева – М.: ООО
«Алтей-бук», 2012
5.
Мы научимся писать. Серия «Прописи»/ гл. ред. О. Голенищева – М.: ООО
«Алтей-бук», 2012

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Диагностика
неречевых психических
функций
(по
Н.В.
Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и
музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового
внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения
ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов
логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное
исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание
18

1. Дифференциация

звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка
звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую
угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма
1- й элемент: - - .. 2- й элемент: - .. - 3- 3-й элемент: - - …
4- 4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1
баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных
движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
• силу движений,
• точность движений,
• темп движений,
• координацию движений,
• переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами
– коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в
пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3
– 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее
– наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу.

19

4. Список литературы
1.

2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.

Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в 1
логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.
1
М., 2017
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М.,
2017
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей 1
дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2014
Консультации логопеда. Средняя группа/ под ред. Л.С. Вакуленко, Н.Е. 1
Вакуленко, Е.С. Васильева – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВОПРЕСС», 2013
Консультации логопеда. Старшая группа/ под ред. Л.С. Вакуленко, Н.Е. 1
Вакуленко, Е.С. Васильева – СПб.:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВОПРЕСС», 2013
Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое 1
пособие/ Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Вохринцева С. Познавательно-речевое развитие детей. Для детей 1
дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие с
дидактическим материалом к программам детского сада и начальной школы.
Издательство «Страна Фантазий»

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».